Российский рынок спецтехники – это огромный сегмент, где оборот исчисляется миллиардами рублей. Значительная часть рынка составляет импорт поддержанной спецтехники, которая в своих странах должна была утилизироваться. Но вместо этого, «косяками» гонится на Восток, и реализуется на территории нашей страны. Только по данным Союза производителей стройтехники, ввоз поддержанной строительно-дорожной техники, ежегодно, превышает 1,2 миллиона единиц.

Первые тревожные звоночки, стали поступать от отечественных производителей, еще в 2002 году. Правительство осторожно «прощупывало почву», пытаясь найти приемлемое решение. И только в 2012 г. был введен утилизационный сбор на поддержанные автомобили, с целью улучшения экологической обстановки.

А в 2016 г такой пошлиной стали облагать и спецтехнику, в том числе и сельскохозяйственную: косилки, комбайны, тракторы и минитракторы и др. Все виды самоходных машин и прицепов к ним, производимых или ввозимых в страну, после 1 января 2016 года, облагаются этим сбором.

Частных лиц закон коснулся незначительно, если не учитывать общее подорожание на автомобильном рынке. В большей степени, он отразился на компаниях, занимающихся закупками спецтехники за рубежом, и использующие их в коммерческих целях.

  Цель введения утилизационного сбора.

Из-за членства России в ВТО, позиции зарубежных производителей спецтехники на отечественном рынке, усилились. Причиной этому стало уменьшение таможенных пошлин на ввоз товара. Для компенсации потерь и ослабления позиций заграничных автопроизводителей, был введен этот сбор.

На самом деле, преследуется не одна цель. Есть формальные поводы, и основные мотивы, которые стали катализатором принятия таких мер правительством. Среди них:

  1. улучшение экологии. По принятым правилам, деньги от сборов, могут выделяться на стимулирование производства двигателей класса ЕВРО 5 и 6, с уменьшенной токсичностью выхлопов;
  2. обновление парка спецтехники. Стало затратным содержание поддержанной импортной техники;
  3. изыскание средств на утилизацию бесхозной техники;
  4. стимулирование экономики страны, в том числе и машиностроения. Увеличились субсидии, госзакупки, продажи, и т.д.;
  5. поддержка отечественного производителя спецтехники. (Такова была идея. Однако, значительная доля комплектующих, по-прежнему, ввозится из-за границы. В России их нет, так как нет налаженного производства необходимых деталей. По факту, цены выросли не только на зарубежную продукцию, но и отечественную);
  6. пополнение бюджета.

  Суть утилизационного сбора и его расчет.

Утилизационный сбор – единожды начисленная пошлина владельцу или производителю транспортного средства.

6 февраля 2016, были утверждены правила уплаты этого сбора, где четко прописано, кто и сколько должен платить.  

  • Минимальную ставку начисляют лицам, эксплуатирующим новую технику, не старше 3-х лет.
  • Всем остальным начисляется пошлина, размер которой вычисляется по формуле:

                         УтСб = БазСт * К

                         где:

                         УтСб – величина утилизационного сбора;

                         БазСт – базовая ставка – для спецтехники. На сегодняшний день, она составляет 172 500 рублей;

                         К – коэффициент – величина корректировки стоимости, которая вычисляется следующим образом:

                         год выпуска+ масса автомобиля/ мощность двигателя

В общем, все не сложно, тем более есть таблицы, где внесены коэффициенты базовых групп транспорта. А так же, калькуляторы расчета величины сбора, есть на многих специализированных сайтах. Уметь заранее вычислять величину утилизационного сбора, должен и производитель, и потенциальный покупатель спецтехники, для понимания того, как увеличится конечная стоимость транспорта.  

  Кто платит утилизационный сбор.

Пошлина распространяется на 19 видов транспорта специального назначения. Автогрейдеры, экскаваторы, бульдозеры, перегружатели колесные, тракторы и минитракторы, комбайны, и другие.

Бремя выплат на отечественную технику, ложится на плечи производителей. А за право обладания импортной спецмашиной, придется платить владельцу – как физическому, так и юридическому лицу. Платить нужно и в случае покупки из-за границы, и если бывший владелец не уплатил этот сбор (даже если тот был освобожден от уплаты).

При ввозе в страну, сбор изымает таможня. В случае совершения сделки купли/продажи на территории страны, за сбор отвечает налоговая служба.

После выплаты, в ПСМ (паспорт самоходной машины) ставится отметка. Без этого, технику не поставят на учет.

В налоговые органы предоставляются следующие документы:

  • расчет суммы утилизационного сбора, по форме, утверждаемой Федеральной налоговой службой;
  • технический паспорт (бланк);
  • копии сертификатов и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа или заключение аккредитованного органа по сертификации о том, что такая продукция не подлежит обязательной оценке соответствия, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • квитанция оплаты пошлины. Ее нужно хранить до продажи или утилизации техники.

Не освобождается от уплаты, даже самостоятельно собранная, из частей других машин, автотехника. ФНС необходимо предоставить копию ПТС того транспортного средства, которое использовалось как прототип при конструировании собранной машины.

Покупать менее функциональную отечественную технику, либо мощный, но дорогой зарубежный аналог, каждый фермер решает сам, исходя из своих реальных потребностей

Стоит отметить, что никакой ответственности, непосредственно, за неуплату утиль.сбора, законом не предусмотрено. Однако, без уплаты этой пошлины, вам откажут в регистрации вашей техники и постановке на учет в ГИБДД. Эксплуатация незарегистрированной техники, карается штрафом. В первый раз, за «несвоевременную регистрацию», физические лица штрафуются на 2000 р, юридические лица – 10000 р. Дальнейшие санкции будут суровыми, вплоть до лишения водительских прав.

  Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора.

Правило об обязательном утилизационном сборе, как и любое другое правило, имеет исключения. Есть обстоятельства, наличие которых  полностью освобождает от выплаты сбора:

  1. транспорт принадлежит международным службам – МИД, генконсульства, диппредставительства, и т.д.;
  2. срок эксплуатации данного транспортного средства превышает 30 лет. При том, все детали оригинальные, и не используется для получения коммерческой выгоды. За такую машину платить не придется;
  3. ввоз в страну спецтехники, происходит по программе переселения российских граждан на родину. Эта категория, также, получает полное освобождение;
  4. транспорт был куплен до выхода и вступления в силу, закона об обязательном утилизационном сборе;
  5. производитель, который берет на себя утилизацию техники, после окончания срока службы, также, получает дозволение, не платить утилизационный сбор.

Некоторые предприятия, добросовестно, начинают строительство утилькомплексов. Другие же заняли выжидательную позицию, надеясь найти способ уклонения от, взятых на себя, обязательств.

  Порядок выплаты.

Сначала необходимо узнать код вашего транспорта, согласно классификации банка. Это можно сделать на порталах налоговой и таможенной служб, также, в банке, где будет производиться оплата. Физическое лицо может это сделать в любом отделении, любого банка или переводом необходимой суммы на счет.

Юридические лица производят выплату только со своего расчетного счета, получая платежный документ, для предъявления в ГИБДД, при постановке техники на учет.

В случае если расчет величины пошлины был некорректным, надо это исправлять. При недоплате – доплатить. Если же вы переплатили, придется писать заявление на возвращение избыточной части оплаты. Заявление подается в той структуре, на чье имя производилась оплата – налоговая или таможенная служба. В пятидневный срок, со дня принятия решения о возврате (налоговой или таможенной службой), деньги вам вернут. Утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей.

При регистрации транспорта, можно получить отказ, если недостающая сумма не была доплачена.

  Изменения в правилах оплаты утилизационного сбора в 2018.

С июля 2018г действуют новые ставки утилизационного сбора для спецтехники, утвержденные правительством. Согласно принятому постановлению, ставки повышаются следующим образом:

  1. Базовая ставка составляет 172 500 руб. или 203 550 руб. с НДС (18%)
  2. Коэффициент вычисляется, исходя из мощности мотора.
  3. Срок представления документов об оплате 15 дней. Дальше будут начисляться пенни
  4. Отныне, под утиль подпадают самоходные погрузчики с электродвигателями.

Изменение величины пошлины произошло, в основном, в сторону увеличения. Среднее значение увеличения – 15%, в денежном эквиваленте – от 14 тыс. (до 2,5 т), до 83 тыс. (для техники до 50 т).

Например: Размер утилизационного сбора для категории «Тракторы колесные, с мощностью силовой установки не более 30 л.с" составит:

  1. с момента выпуска которых прошло не более 3 лет – 69 000 руб.

        (базовая ставка 172 500 руб  * К 0,4);

  1. с момента выпуска которых прошло более 3 лет – 310 500 руб.

         (базовая ставка 172 500 руб  * К 1,8).

Удивительно, но изменения произошли и в сторону уменьшения величины сбора. Например:

  • погрузчики фронтальные, грузоподъемностью 6-7 т. – уменьшение на 26%;
  • гусеничные экскаваторы (20-22 т.) – уменьшение на 23%.

  Последствия введения утилизационного сбора.

Глубокий анализ сложившейся ситуации, породил некоторые сомнения, относительно абсолютной пользы введения этой пошлины. В частности, по мнению некоторых экспертов, могут возникнуть следующие осложнения:

  1. повышение конечной стоимости спецтехники;
  2. постепенное сокращение, вплоть до полного ухода с рынка, функциональной и качественной техники. Рынок спецтехники существенно «просядет»;
  3. большие сложности для малого и среднего бизнеса, связанные с сокращением уровня продаж;
  4. увеличение цен на сельхозтехнику, спровоцирует рост цен на сельхозпродукцию;
  5. обновление парков спецтехники значительно затормозится;

Отношение к утилизационному сбору двоякое: с одной стороны, в казну поступают значительные средства, которые пойдут на оздоровление экономики. Но, с другого боку, он сильно бьет по бюджету, как частного лица, так и среднего и малого бизнеса. Как правительство будет осуществлять поддержку среднего слоя населения, насколько действенными будут принятые меры – покажет время!