Рассмотрим вопрос, задаваемый многими владельцами мотоблоков, нужно ли иметь права на мотоблок или нет, с учетом внесенных в закон изменений, которые вступят в силу в ближайшее время.* 


 Самое главное, что нужно запомнить, мотоблок - это не транспортное средство и не самоходная машина, регистрации не подлежит, неважно, есть у него прицеп или нет.

✓ Мотоблок не может быть зарегистрирован в ГИБДД как транспортное средство. В Федеральном законе «О государственной регистрации транспортных средств…» от 03.08.2018г. № 283 (ред. от 11.06.2021г.) в статье 4, п.7, даётся следующее определение транспортному средству: «...транспортное средство - наземное самоходное устройство категорий "L", "M", "N" на колёсном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нём, а также прицеп (полуприцеп)».**

✓ А также, мотоблок нельзя приравнять к трактору – самоходной машине. Федеральный закон от 02.07.2021г. N 297-ФЗ (вступит в силу 03.07.2022г.) «О самоходных машинах и других видах техники» статья 1, п.1 даёт следующее определение самоходной машине: «Самоходные машины - тракторы, самоходные дорожно - строительные машины, коммунальные, сельскохозяйственные машины, внедорожные автомототранспортные средства и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, на которые оформляются паспорта самоходных машин и других видов техники…»

Это означает, если средство передвижения не попадает под указанную в законе категорию и не имеет паспорта транспортного средства или паспорта самоходной машины, то водительское удостоверение, равно как и удостоверение тракториста - машиниста, не требуется.

 В настоящее время сотрудники ГИБДД при задержании оператора на мотоблоке могут ссылаться на решение Евразийской Экономической Комиссии «Решение от 12.02.2019г. № 25 «О классификации мотоблока (мотокультиватора) в соответствии с Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского Экономического Союза» в котором говорится, что в товарную номенклатуру, утвержденную для внешнеэкономической деятельности 8701 10 000 0 - тракторы одноосные, включаются и мотоблоки. Тем самым приравняли мотоблок к трактору.

НО:
✓ Регистрация транспорта не относится к компетенции ЕЭК, и мотоблок не может быть зарегистрирован как транспортное средство решением Комиссии.

✓ Данное решение было принято ЕЭК для урегулирования передвижения товара через границу и введения единых ставок ввозных таможенных пошлин на мотоблоки и тракторы.

✓ В нашей стране правом регистрировать транспортное средство обладает ГИБДД Министерства внутренних дел Российской Федерации.

✓ Государственная регистрация самоходных машин возложена на органы Гостехнадзора и регулируется «Правилами государственной регистрации самоходных машин и других видов техники», утверждёнными постановлением Правительства от 21.09.2020г. N 1507.

 Соответственно, к транспортным средствам, подлежащим государственной регистрации, мотоблок не относится, самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право, не является. Водительское удостоверение на право управления мотоблоком не требуется.

 К таким же выводам пришел и районный суд г. Верещагино Пермского края, куда обратился оператор мотоблока с требованием отменить штраф, предусмотренный КоАП РФ ч.1 ст.12.7 «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством» и компенсировать убытки, связанные с вызовом эвакуатора и отправки мотоблока на штрафстоянку. Дело №12-46/2020г. решение от 11 июня 2020г.

 Если вы попали в аналогичную ситуацию, знайте, требования инспектора не законны, и вы можете обратиться в суд за защитой своих прав.

 Важно помнить, что мотоблок не должен эксплуатироваться на дорогах общего пользования и полноценным участником дорожного движения быть не может. Но нет никаких законных оснований запретить двигаться по обочине или пересекать дорогу под прямым углом. Главное - не создавать помех другим участникам дорожного движения.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------—
* Несмотря на то, что в статье приведены некоторые законы, поправки к которым еще не вступили в действие, суть и формулировки вопросов, затронутых в статье, не претерпели существенных изменений. 

** Подробнее о Классификации транспортных средств по категориям говорится в Техническом регламенте Таможенного союза О безопасности колесных транспортных средств ( ТР ТС 018/2011.), принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. N 877 (ред. от 21.06.2019г.).